Умные вещи от «АвтоинструкторЗеленоград»

Как не уснуть за рулём — 6 рабочих советов

Наверное, у каждого водителя с большим опытом были неприятные моменты, связанные с засыпанием за рулём. Да и пассажирам важно уметь распознать клюющего носом водителя.

Когда вы за рулём, распознать переход некритичной усталости в опасную сонливость очень тяжело — он такой незаметный, что чёткой границы не существует. Тем не менее, принимайте меры, если:

  • почувствовали резь в глазах и стали слишком часто моргать, а зрение утратило остроту, перестало работать периферийное зрение, и вы как будто едете в узком тоннеле;

  • перестали замечать автомобили в зеркалах или вообще смотреть в них;

  • не можете вспомнить только что игравший фрагмент трека с любимого альбома;

  • не можете вспомнить только что преодолённый участок дороги;

  • стали тормозить слишком резко;

  • стали вываливаться из полосы;

  • вас стали слишком сильно слепить встречные автомобили;

  • вам внезапно стало «лень» переключать передачи и включать поворотники, а также менять дальний свет на ближний.

Резь в глазах, частые моргания, утрата остроты зрения, светобоязнь, усталость и лень во время многочасовой поездки — опасные признаки перехода усталости в сонливость.

Со стороны пассажира разглядеть засыпающего водителя сложнее (он может долго казаться «нормальным»). Надо бить тревогу, когда водитель:

  • перестал разговаривать;

  • смотрит в одну точку как будто стеклянными глазами и не смотрит по зеркалам;

  • часто моргает и трёт глаза;

  • забывает переключать передачи, поэтому на подъёмах автомобиль захлёбывается и подрагивает, а на спусках — слишком громко ревёт мотором;

  • выезжает из своей полосы в соседнюю без видимой причины и включения поворотника;

Если вы видите, что водитель перестал разговаривать и смотрит в одну точку будто стеклянными глазами, совсем не замечая того, что творится в зеркалах, это верный признак надвигающейся сонливости.
А вот какими способами следует бороться с сонливостью за рулём.
1. Не доводить себя до такого состояния

Лучший способ не допустить засыпания за рулём — профилактика сонливости. Планируйте свои поездки, хорошо высыпайтесь. Накануне долгой поездки спланируйте все остановки на отдых и выполняйте их в дороге (лучше — каждые 3 часа), а также ночёвки.

Остановки на отдых и сон лучше делать каждые 3-4 часа пути или же 300-400 км пути.

Чтобы в 2 часа ночи после дня дороги не было предательской мысли «ну ещё часок дотяну до большого города». Ответственно принимайте лекарства накануне долгой поездки: многие вещества приводят к сонливости (читайте инструкции). Не допускайте и переедания — плотный приём пищи в сочетании с неподвижностью в удобном кресле усиливает позыв вздремнуть.

Не допускайте переедания накануне поездки – это тоже вызывает сонливость!
2. Пейте воду

Организм начнёт прокачивать через себя жидкость и будет стремиться её выводить. В таком состоянии заснуть намного сложнее, а помимо этого вы просто будете вынуждены регулярно останавливаться. Разминка и умывание во время остановки придадут вам немного бодрости до следующего «пит-стопа».

Пейте побольше жидкости во время поездки — это добавит бодрости. Делайте разминку во время остановок.

Также можно заменить воду напитками-изотониками, которые используют спортсмены для быстрого восполнения жидкости в организме — они лучше подходят для «прокачивания» через себя жидкости в больших количествах. Если вам помогает кофе — пейте кофе, но помните о его вреде в больших количествах. Ещё осторожнее надо быть с энергетическими напитками — они действуют далеко не на всех. А если вы уверены в их эффективности, то помните, что энергетики работают ярко, но недолго — потом организму придётся компенсировать кратковременную вспышку активности более глубоким отдыхом.

В поездке можно пить как воду, так и напитки-изотоники. Многим помогает кофе или энергетики, но с ними нужно быть осторожными: после кратковременной бодрости они могут вызывать еще большую сонливость.
3. Жуйте

Жевательная резинка вполне подойдёт, и желательно мятная. Помимо того, что вы совершаете постоянную механическую работу и отвлекаетесь на перемещение жвачки по полости рта (поэтому же надувать пузыри за рулём — неплохая идея), вы ещё вырабатываете желудочный сок. А значит быстрее становитесь голодными, и тем самым помогаете себе не спать — в таком состоянии отправиться в объятия Морфея сложнее, чем в сытом. Жвачку можно заменить на мармелад, фрукты или орехи, а вот печенье, чипсы, сухари и всё остальное, что камнем падает в желудок, лучше не есть.

Жвачка, мармелад, орехи, фрукты и мандарины, в частности, помогут сохранить бодрость на некоторое время.
4. Создайте правильный климат

Убавьте температуру климатической установки до почти дискомфортного минимума. При этом стоит отвернуть от себя сопла кондиционера, чтобы уменьшить риск простудиться. Откройте окно и наполните салон не только свежим воздухом, но и шумом. Для создания бодрящего сквозняка можно открывать окна наискосок. А если опускание водительского стекла создаёт слишком большой дискомфорт, лучше откройте полностью одно из задних, чем сделайте небольшую щелку в своём окне.

Убавьте температуру до минимума в салоне, создайте сквозняк в салоне на некоторое время.

Климат — это не только температура, но ещё и запахи. Все тяжёлые ароматы вроде ядрёных автомобильных «вонялок» или табачного дыма приводят к утомляемости, поэтому выкиньте свою «ёлочку» с зеркала и не курите. А вот что надо сделать — это наполнить салон натуральным ароматом цитрусовых: попросите пассажиров начистить всем мешок сочных мандаринов — будет и приятно, и полезно.

5. Разговаривайте и слушайте музыку

Поиграйте в «города» или в любую другую игру, где надо общаться. Это может казаться вам глупым и выполняться через силу, но ради безопасности стоит потерпеть. Если едете один, то по возможности возьмите пассажира. Например, найдите его с помощью одного из сервисов-приложений для смартфонов по поиску попутчиков для совместных поездок («райдшеринг») — ещё и бензин окупится. Кстати, когда все в автомобиле в курсе, что водитель утомился, но принято решение ещё сколько-то ехать, посадите пассажира лучше назад. Так для разговора с ним придётся говорить громче, а он сможет наблюдать за глазами водителя в зеркало.

Разговаривайте с попутчиками, играйте в игры, где надо общаться. Если чувствуете, что устали, но решили продолжить путь, то посадите собеседника на заднее сиденье — так придется больше напрягать голос, чтобы общаться с ним. Воспользуйтесь «райдшерингом» - специальными приложениями-сервисами для смартфонов по поиску попутчиков в дорогу, чтобы не заскучать в пути.
6. Спите

Найдите безопасное место, разложите сиденья и вздремните. Более комфортному сну помогут беруши и маска на глаза — возите комплект с собой, если используете эти аксессуары. Когда вы спите в дороге, помните о личной безопасности! Постарайтесь припарковаться или там, где никто не станет заглядывать в автомобиль, или наоборот — в людном месте.

Если приоткрываете окна на время сна, то оставляйте минимальные щели. Заблокируйте все замки, а в салоне уберите с глаз все ценные вещи вроде дорогого смартфона. Практика показывает, что будильник лучше ставить, минимум, на полчаса сна — такого отдыха достаточно для 2-3 часов пути. Перед стартом умойтесь и сделайте разминку-растяжку.

НАДО ЛИ ПРОГРЕВАТЬ МОТОР?

Каждый год с наступлением холодов водители разделяются на два лагеря. Какое из полярных мнений ближе к истине — греть или не греть двигатель современного автомобиля?

Греть — однозначно утверждают бывалые, подкрепляя позицию страшилками из советского прошлого. Древние карбюраторные моторы и правда не жаловали езду «на холодную». Даже у педантичного водителя, по пунктам подготовившего машину к зиме, двигатель зачастую «тупил», страдал провалами тяги, огорчал неровной работой. Приходилось терпеть до тех пор, пока загустевшее масло не выйдет из состояния смолы, а температура в системе охлаждения не поднимется до расчетной — порядка 90 градусов — и тепловые зазоры не придут в норму.

Вот почему и сегодня находятся любители до посинения гонять мотор на холостом ходу, пытаясь прямо на парковке довести температуру до рабочей. Времени на это уходит уйма, ведь тепловой КПД современных двигателей подняли настолько, что некоторые из них (причем без разницы — бензиновые или дизельные) неохотно нагреваются без нагрузки — из-за чего и сигнализация с автозапуском не всегда эффективна. Инженерам приходится идти на различные технические ухищрения, даже встраивать в систему вентиляции электрические «кипятильники», иначе пассажиры в салоне околеют от холода.

Ну и что, парируют приверженцы прогрева, подождем — зато мотору потом легко и хорошо, ресурс почем зря не расходуется. Сомнительная забота. Раньше хандру непрогретого двигателя компенсировали «подсосом»: вытягивали из передней панели рукоятку, прикрывая тем самым воздушную заслонку и принудительно обогащая смесь в цилиндрах. Сегодня такие заморочки не нужны, но сам принцип не изменился — электроника на режиме прогрева подает топливо с избытком. Если этим злоупотреблять, проблемы не заставят себя ждать. И повышенный расход — меньшая из бед.

Ну и что, парируют приверженцы прогрева, подождем — зато мотору потом легко и хорошо, ресурс почем зря не расходуется. Сомнительная забота. Раньше хандру непрогретого двигателя компенсировали «подсосом»: вытягивали из передней панели рукоятку, прикрывая тем самым воздушную заслонку и принудительно обогащая смесь в цилиндрах. Сегодня такие заморочки не нужны, но сам принцип не изменился — электроника на режиме прогрева подает топливо с избытком. Если этим злоупотреблять, проблемы не заставят себя ждать. И повышенный расход — меньшая из бед.

Почему ждать — плохо

«Лишний» несгоревший бензин оседает нагаром на клапанах, свечах зажигания, стенках камеры сгорания. В теории на высоких оборотах двигатель изнутри самоочищается: отложения сгорают и вылетают в выпускной коллектор. Вот только вспомните — когда в последний раз по утрам вы бодро мчали по улицам? Чаще приходится стоять в пробках. Поэтому автосервисы не устают принимать клиентов с жалобами на тревожный «чек энжин» — пропуски воспламенения, подвисание клапанов, залегание поршневых колец и т.д. А еще переизбыток бензина смывает с цилиндров масляную пленку, поэтому в самых запущенных случаях на стенках появляются задиры — выкладывайте деньги за переборку движка. И подвести под гарантию эти поломки не всегда получается: дилеры списывают все на некачественное российское топливо.

Не забываем об экологическом аспекте. Как думаете, нравится соседям, что каждое утро под окнами пыхтит автомобиль? После регулярных газовых атак не стоит удивляться, если на крышу кирпич случайно упадет или колеса вдруг спустят.

Если поехать сразу

Греть не надо, заявляют прогрессивные водители. А шибко дотошные добавляют, что и в инструкции к машине сказано: сел — сразу поехал. Чего бояться и время зря тратить, если автомобильные компании сами против прогрева на холостом ходу?

Вот типичная инструкция для современных автомобилей, где сказано – ждать не надо

Все так. Только сторонники этого мнения забывают о запрете властей многих стран дымить в жилых кварталах. А ради экологии зарубежные автомобилисты готовы поступиться многим, даже ресурсом агрегатов. Автопроизводителям «вечные» машины тоже не нужны — лишь бы гарантийный срок выдерживали.

Круг замкнулся. Потому что холодный запуск и движение в первые минуты после него — огромный стресс для любого двигателя. Тепловые зазоры еще не пришли в норму, смазка не разошлась по дальним каналам, а нагрузки уже серьезные. Каким бы крутым ни было моторное масло и совершенна конструкция, износ в таком режиме идет ускоренным темпом. Хотя водитель этого не чувствует. Мудрая электроника так грамотно управляет системами впрыска и зажигания, что работу холодного двигателя в движении только профи отличит от поведения прогретого: провалы и вялая реакция на газ остались в далеком прошлом вместе с карбюраторами.

Вывод

Как же действовать? Истина, традиционно, посередине. Пришли морозным утром к автомобилю, завели, включили подогревы сидений-руля-стекла и оставили двигатель поработать на холостом ходу пару минут. За это время логично, например, от снега машину почистить или фары проверить. Потом начинаем движение. Плавно и аккуратно, помня о том, что слишком низкие обороты также вредны, как слишком высокие. Поэтому стрелку тахометра держим в середине шкалы и на первых порах стараемся не шустрить. Так и мотору легче будет, он быстрее выйдет на рабочую температуру, и коробка автоматическая (при наличии) дольше проживет.

Предпусковой подогреватель включается в определенное время или по команде: с пульта управления, по GSM-сигналу с телефона. В любом случае, «протопить» машину можно, не выходя из дома

Ну а самым нетерпеливым стоит подумать об установке автономного подогревателя с дистанционным или программируемым запуском. Да, это недешево — от 30-40 тысяч рублей и выше. Зато на парковке в любой мороз вас будет встречать теплый, прогретый и готовый к старту автомобиль.